классный руководитель | Март 24, 2011,16:20
Романова Е.В. -учитель английского языка.
Методическая задача: развитие фонетики английского языка.
Воспитательная задача: воспитывать культуру языка,прививать желание учеников к изучению английского языка.
Познавательная задача: познакомить учеников с правилами чтения английских слов
Развивающая задача: развивать навыки правильного чтения английских слов, уметь правильно произносить английские слова, уметь правильно воспроизводить слова на слух
педагогическая копилка | Март 16, 2011,15:46
Не секрет, что именно национальная одежда является символом нации. Безусловно, национальные костюмы открывают мир красоты и девственности. С помощью национальной одежды каждый народ выражает свои представления и делает попытку поведать об истории. Самое привлекательное в костюмах наших предков, то, что они были сделаны из натуральных материалов. А это основное для нормального информационного обмена между окружающей средой и телом человека. Безусловно, национальный костюм любой страны содержит такие цвета и узоры, которые способствуют улавливанию позитивной энергии. Поэтому ношение такой одежды было своеобразным ритуалом. С помощью нашего ресурса вы узнаете о подробностях возникновения одежды, и о народной эстетике. Если вы интересуетесь национальной мудростью, то разделы об одежде разных стран будут прекрасным помощником.
К примеру, русский национальный костюм расскажет вам многое не только об эстетике, но и об энергии, которую он дарит. А национальный костюм Шотландии поведает о веселом прошлом и богатых традициях этого народа. Чувашская национальная одежда отличается великолепными узорами и позитивной энергией. Другие народы также не отстают в богатстве прославленной национальной одежды. Национальная одежда раскрывает традиции народностей, вызывает восхищение и окунает в мир прекрасного. Каждая национальность владела своим понятием о красоте и эстетизме, поэтому мы видим такое разнообразие одежды. Самое интересное - вся она достойна восхищения, так как преподносит особый мистический смысл.
1. Исторические корни Шотландской национальной одежды
Шотландский национальный костюм — традиционный мужской костюм, главной отличительной особенностью которого является малый килт — мужская с крупными складками сзади юбка до колен, сшитая из шерстяной клетчатой ткани — тартана.
Поверх полотняной рубашки или шерстяной куртки-дублета на одно плечо набрасывают тартановую накидку — плед (англ. plaid), а на ноги надевают чулки до колена (гольфы) и башмаки с металлическими пряжками. Кроме килта в национальный костюм входит ещё берет с пером или помпоном и спорран (sporran) — отделанный мехом кожаный кошель, который висит на ремне килта или отдельном узком ремешке, охватывающем бедра. Я узнала, что современные шотландцы с килтом чаще надевают пиджак или жилет. Существуют также узкие клетчатые брюки trews.
Варианты современного шотландского костюма могут меняться от простейшего, на каждый день, до очень формального парадного. Для дневного ношения, кроме килта, обычно одевают классический твидовый пиджак (twеed jacket), на ноги — простые чулки и ботинки, также берет и простой кожаный спорран. Современный парадный (наиболее сложный, формальный и дорогой) вариант костюма обычно включает белую сорочку с галстуком-бабочкой, жилет и один из официальных вариантов пиджаков (Prince Charlie или Argyll), парадный меховой спорран, а также белые или тартановые чулки и особые ботинки (ghillie brogues) с длинными шнурками, охватывающими ногу выше щиколотки. В особо торжественных случаях на левом плече носится большая брошь, удерживающая плед.
Интересно, шотландский берет балморал (balmoral) или тэм-о-шентер (tam o'shanter) — шерстяная шляпа без полей с помпоном или пером наверху, иногда с кокардой с левой стороны, к которой может крепиться значок — эмблема клана. Обычно берет носят, слегка сдвинув направо. Своё название тэм-о-шентер получил от имени героя стихотворения Роберта Бернса с одноимённым названием, а балморал — от королевской резиденции Балморал.
Также мне стал известен военный головной убор гленгарри (англ. glengarry), его часто носят волынщики. Гленгарри обычно темно-синий или черный, отделан клетчатой лентой или без неё. Гленгарри всегда носят со свободно ниспадающими лентами.
Килтпин (kilt pin) — булавка (около 10 см в длину), крепящаяся к краю внешнего полотнища килта для утяжеления, чтобы его не поднимал ветер. Помимо этого килтпин является украшением и, как правило, его делают в виде меча в различных видах кельтского дизайна. При изготовлении килтпинов используют всевозможные материалы: сталь, олово, медь, кость, драгоценные металлы и ценные породы дерева. Килтпин не является обязательным атрибутом шотландского костюма, но тем не менее хорошо дополняет его образ.
Ещё один предмет национального шотландского мужского костюма — скин ду, небольшой нож с прямым клинком. В традицию вошло ношение этого ножа за подвязкой правого гольфа так, чтобы головка рукояти оставалась видимой. В особо торжественных случаях, при самом формальном варианте костюма, на поясе в ножнах может носиться дирк — шотландский кинжал.
В Шотландии клановая принадлежность определялась по костюму, особенно по килту. Традиционно килты шьют из тартана — ткани, образованной переплетением нитей, заранее окрашенных в разные цвета, в результате чего образуется клетчатый узор, состоящий из горизонтальных и вертикальных полос. Существуют также тартаны различных областей и городов; военные полковые тартаны; тартаны, посвященные знаменательным событиям; универсальные тартаны, носить которые может каждый.
Килт — предмет одежды, как правило, мужской. Килт представляет собою кусок ткани, обёрнутый вокруг талии и закреплённый с помощью пряжек и ремешков. Исторически большой килт был достаточно длинным, чтобы его можно было закинуть на плечо или укрыться под ним в плохую погоду. Слово «килт» происходит от англо-шотландского kilt, означающего «оборачивать одежду вокруг тела».
В свою очередь я узнала, что шотландское слово происходит от древнескандинавского kjilt («складчатый»), пришедшего от викингов, у которых была подобная, но не из тартана, складчатая одежда. Хоть килт и является традиционной одеждой шотландских горцев, частью их национальной культуры он стал довольно недавно. Только в конце 19-го века килт стал прочно ассоциироваться с горцами, а впоследствии был принят равнинными жителями и всей шотландской диаспорой.
До сих пор много спорят о времени появления большого килта, но известно, что он уже существовал в начале 17-го века. Более ранние изображения килта показывают скорее длинную (до колен) рубашку из кожи, льна или парусины, с большим количеством складок и иногда простёганную для лучшей защиты. Наиболее часто большой килт ассоциируется с шотландскими горцами, но он также использовался на бедных сельских равнинных территориях.
2. Чувашская национальная одежда
Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды. До середины XIX века у чувашей применялись преимущественно ткани домашнего производства. Этому способствовала замкнутость натурального хозяйства. Пока употреблялись растительные краски собственного изготовления, окраска пряжи была, достаточно, сложным и трудоемким процессом и холст был белым. Но белая одежда быстро пачкается, и как только в быт у чувашей проникают анилиновые краски, а вместе с разложением натурального хозяйства слабеет непоколебимость старины, начинается окрашивание пряжи. Еще в конце XVIII века низовые чувашки начинают ткать пестрядь.
Мы знаем, чувашский национальный костюм — памятник культуры, созданный в течение тысячелетий в разных географических ареалах, развивающийся благодаря эстетическим воззрениям, природным, социально-экономическим и культурным условиям.
Делится на три основных вида по признакам этнографических групп: вирьял — верховые, анатри — низовые, анат енчи — средненизовые. Различается по принадлежностям элементов костюма, полу, формам ношения, пошиву, орнаменту украшению и цветовому сочетанию.
Старинный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений.
Узоры низовых вышивались на домотканом белом холсте всегда крупные, полихромные. Основной орнамент часто исполнялся нашивкой широкими полосами маренового цвета и сопровождался мелким узором. Для орнаментации характерны черты монументальности.
Мастерицы-вирьялки, кроме белого холста, применяли
также цветную основу, любили мелкий, филигранно выполненный орнамент. Костюм их отличался формой ношения. Непременной принадлежностью их туалета были черные онучи. При взгляде на праздничный костюм возникает впечатление струящегося серебряного потока. Серебряные украшения выделяли смысловой центр костюма, подчеркивали красоту и зрелость женщины. Женский костюм имел объемные формы, поэтому силуэт был спокойным, устойчивым. Рубаха из тонкого белого холста шилась просторной до середины голени, рукава были широкими и длинными. Декор рубах был лаконичным, почти графичным. Узоры выполнялись тонкими нитками, мелкими контурными швами и косой стежкой. Прелесть орнамента - в гармоничном сочетании рисунка и больших участков белого фона, разнообразии и филигранной точности. Нагрудная часть рубахи почти не расшивалась узорами, т. к. закрывалась богатыми серебряными украшениями.
Женские рубашки отличались богатой орнаментацией нагрудной части. Ее украшали узоры-розетки. Розетки состояли из наложенных друг на друга спицеобразных фигур. Узоры имели форму ромба. Среди них большой интерес представлял сложный орнамент, имеющий ассиметричную композицию, которая встречается только в вышивке рубашек замужней женщины. Орнаментация женского костюма подчинялась общей композиции.Подол, по сравнению с другими частями рубашки, вышивался более скромно, в его украшении соблюдался четкий ритм. Большую роль играло ритмичное чередование широких и узких полос, включающих в себя нашивки и геометрические узоры.
Чувашская мужская одежда более простая по сравнению с женской, уже со второй половины XIX века в связи с отходничеством быстро утратила традиционные черты и приобрела городской характер. Кроме того, по мужскому народному костюму невозможно выявить различие в одежде различных этнических групп чувашей.
С середины XIX века вышитая одежда постепенно заменяется пестрядью. В начале XX столетия этот процесс усиливается. Природные краски вытесняются анилиновыми. В деревнях появляются ткацкие станы. Костюм из пестряди (рубаха, платок, передник) получает распространение в основном среди низовых чувашей. Вначале такой костюм был рабочей одеждой, а позднее становится и праздничной. В костюме верховых чувашей пестрядь не нашла себе места. Тканный узор в них развивается в изготовлении женских и мужских нарядных поясов.
3. Национальная русская одежда
Исследуя литературу, я узнала, что русский национальный костюм можно условно подразделить на костюм Киевской и Северо-Восточной Руси 10-14 веков, костюм Московской Руси 15-17 веков, народный костюм 18 – начала 20 века. Кроме того, в каждом временном периоде можно выделить костюм, традиционный для простолюдинов, и наряды знатных особ. До принятия христианства в одежде древних славян прослеживаются черты скифского костюма (рубахи, штаны). Основными материалами для одежды в этот период были лен и шерсть. В 10 веке под влиянием новой веры в костюме князей и их окружения появляются пришедшие из Византии шелковые туники, плащи-корзно на красной подкладке, в гардеробе их жен и дочерей появляются туники, далматики, драпирующиеся плащи. Одежда знатных особ шилась из дорогих привозных тканей и украшалась золотым и серебряным шитьем, драгоценностями, мехами.
Традиционной повседневной одеждой простолюдинов в 10-14 веков были рубахи и порты. Рубахи шили из льняной ткани различных цветов или пестряди длиной ниже бедер с цельнокроеными рукавами. Их носили навыпуск и подвязывали на талии цветным шнурком или узким ремнем. По праздникам рубаху дополняли расшитыми зарукавьями и круглыми воротниками. Порты – это мужские штаны, суживающиеся к низу и подвязывающиеся на талии шнурком. Традиционной обувью крестьян (как мужчин, так и женщин) были лапти, вместо носков в те времена были онучи, полоски ткани, которыми обвязывали ступни и щиколотки. На голове мужчины носили войлочные колпаки.
Из истории я знаю, что в 15-17 веках повседневный костюм крестьян несколько меняется. Так традиционный разрез на горловине мужской рубахи перемещается из центра в левую сторону, а сама рубаха становится короче и получает название «косоворотка». Появляется распашная одежда, застегивающаяся на пуговицы: зипун и кафтан. Зипун представлял собой суконное платье выше колен, чуть расширенное книзу, с узкими рукавами и застежкой встык. Кафтан – это верхняя одежда длиной ниже колен с длинными рукавами и высоким воротником. Кафтаны знатных бояр обычно богато украшали дорогими тканями, вышивкой, тесьмой или галуном. Верхней зимней одеждой была распашная шуба, длинная, с широкими рукавами и большим воротником на подкладке из соболя, лисицы, зайца, песца, белки, овчины. Сверху шубу обычно покрывали тканью (крестьяне использовали для этого сукно, а бояре – дорогие привозные ткани).
В этот период костюмы феодальной знати и крестьян начинают все больше различаться, и не только качеством тканей и отделкой, а даже покроем одежды. В 15-17 веках в гардероб знатных особ входят такие предметы одежды, как ферязь и охабень. Ферязь – кафтан особого покроя длиной до пола с длинными рукавами, сшитый из шелковой или бархатной ткани. Ферязь было принято надевать только на одну руку, сильно присборивая при этом длинный рукав, второй же свободно висел позади почти до самого пола. Охабень тоже представлял собой разновидность кафтана с большим четырехугольным воротником, который свисал на спине, и длинными рукавами, завязывавшимися сзади. Такой кафтан носили на плечах. Оба этих предмета одежды были совершенно неприспособленны к выполнению какой-либо работы и предназначались только для того, чтобы подчеркнуть сословную принадлежность их обладателя.
В женском костюме 15-17 веков тоже появляются некоторые новшества, хотя основой его по-прежнему является прямая длинная рубаха. Поверх нее теперь надевают сарафан – разновидность платья с прямым лифом на бретелях и расклешенной юбкой. Крестьянки шьют его из льняной ткани, а знатные девушки – из шелка и парчи. Спереди сарафана по центру сверху донизу пришивалась полоса широкой тесьмы или расшитой ткани контрастного цвета. Сарафан подпоясывался под грудью. Кроме того, верхней женской одеждой была душегрея – короткая распашная одежда на лямках, с подкладкой или без нее. Душегрею шили из красивых узорчатых тканей и дополнительно украшали по краю расшитой тесьмой.
Купеческие и боярские дочери в это время поверх рубахи носили летник – длинное платье прямого покроя с широкими рукавами, до локтя сшитыми наподобие колокола, а далее просто свисавшими почти до пола. В боковые части платья пришивалось несколько клиньев, за счет чего одежда становилась очень широкой внизу. Воротник и свисавшие рукава богато украшали жемчугом, расшивали золотом и шелком. Теплой верхней одеждой была накладная шубка с длинными рукавами. Телогрея представляла собой длинную распашную одежду с откидными рукавами, застегивающуюся на пуговицы или завязки.
Я согласна с тем, что важным элементом женского костюма был головной убор. Девушки не покрывают голову, а украшают косу цветными лентами и бусами, на голову надевают обручи или венцы. Замужние женщины носят «кички» – головные уборы, состоящие из обруча, матерчатого чехла и украшенного задника. В это же время появляется кокошник – головной убор с плотной передней частью разных форм, богато украшенный золотой и серебряной вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями. Зимой знатные барышни носили меховые шапки, наподобие мужских.
В петровскую и последующие эпохи костюм дворянства сильно меняется и становится уже не русским национальным костюмом, а разновидностью европейского. Только в крестьянской и отчасти купеческой среде сохраняются старые традиции. Мужчины по-прежнему носят рубахи, порты, зипуны и кафтаны, овчинные шубы. Практически не меняется и женский костюм. Основной женской одежды продолжает оставаться рубаха и сарафан. В разных местностях традиционными являлись разные расцветки и способы покроя сарафанов. В 18 веке их шили из холста и бязи красного или синего цвета и украшали центральной вертикальной планкой из ленты, кружева, ряда пуговиц, такая же лента пришивалась по низу подола, наверху сарафана, а иногда и под грудью. В 19 веке сарафаны шьют из ситца, кумача, сатина, атласа и других покупных тканей, часто не однотонных, а узорчатых, наверху ткань собирают в мелкие складки. Принадлежностью женского костюма продолжают оставаться и такие предметы одежды, как епанча, душегрея, понева и передник.
Заключение:
Национальный костюм-это отражение истории, быта, особенностей страны. В своей работе я узнала много о истории национальных костюмов Шотландии, России, Чувашии, подчеркнула интересные факты об особенностях дизайна.
Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.
Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.
1. Исторические корни Шотландской национальной одежды
Шотландский национальный костюм — традиционный мужской костюм, главной отличительной особенностью которого является малый килт — мужская с крупными складками сзади юбка до колен, сшитая из шерстяной клетчатой ткани — тартана.
Поверх полотняной рубашки или шерстяной куртки-дублета на одно плечо набрасывают тартановую накидку — плед (англ. plaid), а на ноги надевают чулки до колена (гольфы) и башмаки с металлическими пряжками. Кроме килта в национальный костюм входит ещё берет с пером или помпоном и спорран (sporran) — отделанный мехом кожаный кошель, который висит на ремне килта или отдельном узком ремешке, охватывающем бедра. Я узнала, что современные шотландцы с килтом чаще надевают пиджак или жилет. Существуют также узкие клетчатые брюки trews.
Варианты современного шотландского костюма могут меняться от простейшего, на каждый день, до очень формального парадного. Для дневного ношения, кроме килта, обычно одевают классический твидовый пиджак (twеed jacket), на ноги — простые чулки и ботинки, также берет и простой кожаный спорран. Современный парадный (наиболее сложный, формальный и дорогой) вариант костюма обычно включает белую сорочку с галстуком-бабочкой, жилет и один из официальных вариантов пиджаков (Prince Charlie или Argyll), парадный меховой спорран, а также белые или тартановые чулки и особые ботинки (ghillie brogues) с длинными шнурками, охватывающими ногу выше щиколотки. В особо торжественных случаях на левом плече носится большая брошь, удерживающая плед.
Интересно, шотландский берет балморал (balmoral) или тэм-о-шентер (tam o'shanter) — шерстяная шляпа без полей с помпоном или пером наверху, иногда с кокардой с левой стороны, к которой может крепиться значок — эмблема клана. Обычно берет носят, слегка сдвинув направо. Своё название тэм-о-шентер получил от имени героя стихотворения Роберта Бернса с одноимённым названием, а балморал — от королевской резиденции Балморал.
Также мне стал известен военный головной убор гленгарри (англ. glengarry), его часто носят волынщики. Гленгарри обычно темно-синий или черный, отделан клетчатой лентой или без неё. Гленгарри всегда носят со свободно ниспадающими лентами.
Килтпин (kilt pin) — булавка (около 10 см в длину), крепящаяся к краю внешнего полотнища килта для утяжеления, чтобы его не поднимал ветер. Помимо этого килтпин является украшением и, как правило, его делают в виде меча в различных видах кельтского дизайна. При изготовлении килтпинов используют всевозможные материалы: сталь, олово, медь, кость, драгоценные металлы и ценные породы дерева. Килтпин не является обязательным атрибутом шотландского костюма, но тем не менее хорошо дополняет его образ.
Ещё один предмет национального шотландского мужского костюма — скин ду, небольшой нож с прямым клинком. В традицию вошло ношение этого ножа за подвязкой правого гольфа так, чтобы головка рукояти оставалась видимой. В особо торжественных случаях, при самом формальном варианте костюма, на поясе в ножнах может носиться дирк — шотландский кинжал.
В Шотландии клановая принадлежность определялась по костюму, особенно по килту. Традиционно килты шьют из тартана — ткани, образованной переплетением нитей, заранее окрашенных в разные цвета, в результате чего образуется клетчатый узор, состоящий из горизонтальных и вертикальных полос. Существуют также тартаны различных областей и городов; военные полковые тартаны; тартаны, посвященные знаменательным событиям; универсальные тартаны, носить которые может каждый.
Килт — предмет одежды, как правило, мужской. Килт представляет собою кусок ткани, обёрнутый вокруг талии и закреплённый с помощью пряжек и ремешков. Исторически большой килт был достаточно длинным, чтобы его можно было закинуть на плечо или укрыться под ним в плохую погоду. Слово «килт» происходит от англо-шотландского kilt, означающего «оборачивать одежду вокруг тела».
В свою очередь я узнала, что шотландское слово происходит от древнескандинавского kjilt («складчатый»), пришедшего от викингов, у которых была подобная, но не из тартана, складчатая одежда. Хоть килт и является традиционной одеждой шотландских горцев, частью их национальной культуры он стал довольно недавно. Только в конце 19-го века килт стал прочно ассоциироваться с горцами, а впоследствии был принят равнинными жителями и всей шотландской диаспорой.
До сих пор много спорят о времени появления большого килта, но известно, что он уже существовал в начале 17-го века. Более ранние изображения килта показывают скорее длинную (до колен) рубашку из кожи, льна или парусины, с большим количеством складок и иногда простёганную для лучшей защиты. Наиболее часто большой килт ассоциируется с шотландскими горцами, но он также использовался на бедных сельских равнинных территориях.
2. Чувашская национальная одежда
Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды. До середины XIX века у чувашей применялись преимущественно ткани домашнего производства. Этому способствовала замкнутость натурального хозяйства. Пока употреблялись растительные краски собственного изготовления, окраска пряжи была, достаточно, сложным и трудоемким процессом и холст был белым. Но белая одежда быстро пачкается, и как только в быт у чувашей проникают анилиновые краски, а вместе с разложением натурального хозяйства слабеет непоколебимость старины, начинается окрашивание пряжи. Еще в конце XVIII века низовые чувашки начинают ткать пестрядь.
Мы знаем, чувашский национальный костюм — памятник культуры, созданный в течение тысячелетий в разных географических ареалах, развивающийся благодаря эстетическим воззрениям, природным, социально-экономическим и культурным условиям.
Делится на три основных вида по признакам этнографических групп: вирьял — верховые, анатри — низовые, анат енчи — средненизовые. Различается по принадлежностям элементов костюма, полу, формам ношения, пошиву, орнаменту украшению и цветовому сочетанию.
Старинный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений.
Узоры низовых вышивались на домотканом белом холсте всегда крупные, полихромные. Основной орнамент часто исполнялся нашивкой широкими полосами маренового цвета и сопровождался мелким узором. Для орнаментации характерны черты монументальности.
Мастерицы-вирьялки, кроме белого холста, применяли
также цветную основу, любили мелкий, филигранно выполненный орнамент. Костюм их отличался формой ношения. Непременной принадлежностью их туалета были черные онучи. При взгляде на праздничный костюм возникает впечатление струящегося серебряного потока. Серебряные украшения выделяли смысловой центр костюма, подчеркивали красоту и зрелость женщины. Женский костюм имел объемные формы, поэтому силуэт был спокойным, устойчивым. Рубаха из тонкого белого холста шилась просторной до середины голени, рукава были широкими и длинными. Декор рубах был лаконичным, почти графичным. Узоры выполнялись тонкими нитками, мелкими контурными швами и косой стежкой. Прелесть орнамента - в гармоничном сочетании рисунка и больших участков белого фона, разнообразии и филигранной точности. Нагрудная часть рубахи почти не расшивалась узорами, т. к. закрывалась богатыми серебряными украшениями.
Женские рубашки отличались богатой орнаментацией нагрудной части. Ее украшали узоры-розетки. Розетки состояли из наложенных друг на друга спицеобразных фигур. Узоры имели форму ромба. Среди них большой интерес представлял сложный орнамент, имеющий ассиметричную композицию, которая встречается только в вышивке рубашек замужней женщины. Орнаментация женского костюма подчинялась общей композиции.Подол, по сравнению с другими частями рубашки, вышивался более скромно, в его украшении соблюдался четкий ритм. Большую роль играло ритмичное чередование широких и узких полос, включающих в себя нашивки и геометрические узоры.
Чувашская мужская одежда более простая по сравнению с женской, уже со второй половины XIX века в связи с отходничеством быстро утратила традиционные черты и приобрела городской характер. Кроме того, по мужскому народному костюму невозможно выявить различие в одежде различных этнических групп чувашей.
С середины XIX века вышитая одежда постепенно заменяется пестрядью. В начале XX столетия этот процесс усиливается. Природные краски вытесняются анилиновыми. В деревнях появляются ткацкие станы. Костюм из пестряди (рубаха, платок, передник) получает распространение в основном среди низовых чувашей. Вначале такой костюм был рабочей одеждой, а позднее становится и праздничной. В костюме верховых чувашей пестрядь не нашла себе места. Тканный узор в них развивается в изготовлении женских и мужских нарядных поясов.
3. Национальная русская одежда
Исследуя литературу, я узнала, что русский национальный костюм можно условно подразделить на костюм Киевской и Северо-Восточной Руси 10-14 веков, костюм Московской Руси 15-17 веков, народный костюм 18 – начала 20 века. Кроме того, в каждом временном периоде можно выделить костюм, традиционный для простолюдинов, и наряды знатных особ. До принятия христианства в одежде древних славян прослеживаются черты скифского костюма (рубахи, штаны). Основными материалами для одежды в этот период были лен и шерсть. В 10 веке под влиянием новой веры в костюме князей и их окружения появляются пришедшие из Византии шелковые туники, плащи-корзно на красной подкладке, в гардеробе их жен и дочерей появляются туники, далматики, драпирующиеся плащи. Одежда знатных особ шилась из дорогих привозных тканей и украшалась золотым и серебряным шитьем, драгоценностями, мехами.
Традиционной повседневной одеждой простолюдинов в 10-14 веков были рубахи и порты. Рубахи шили из льняной ткани различных цветов или пестряди длиной ниже бедер с цельнокроеными рукавами. Их носили навыпуск и подвязывали на талии цветным шнурком или узким ремнем. По праздникам рубаху дополняли расшитыми зарукавьями и круглыми воротниками. Порты – это мужские штаны, суживающиеся к низу и подвязывающиеся на талии шнурком. Традиционной обувью крестьян (как мужчин, так и женщин) были лапти, вместо носков в те времена были онучи, полоски ткани, которыми обвязывали ступни и щиколотки. На голове мужчины носили войлочные колпаки.
Из истории я знаю, что в 15-17 веках повседневный костюм крестьян несколько меняется. Так традиционный разрез на горловине мужской рубахи перемещается из центра в левую сторону, а сама рубаха становится короче и получает название «косоворотка». Появляется распашная одежда, застегивающаяся на пуговицы: зипун и кафтан. Зипун представлял собой суконное платье выше колен, чуть расширенное книзу, с узкими рукавами и застежкой встык. Кафтан – это верхняя одежда длиной ниже колен с длинными рукавами и высоким воротником. Кафтаны знатных бояр обычно богато украшали дорогими тканями, вышивкой, тесьмой или галуном. Верхней зимней одеждой была распашная шуба, длинная, с широкими рукавами и большим воротником на подкладке из соболя, лисицы, зайца, песца, белки, овчины. Сверху шубу обычно покрывали тканью (крестьяне использовали для этого сукно, а бояре – дорогие привозные ткани).
В этот период костюмы феодальной знати и крестьян начинают все больше различаться, и не только качеством тканей и отделкой, а даже покроем одежды. В 15-17 веках в гардероб знатных особ входят такие предметы одежды, как ферязь и охабень. Ферязь – кафтан особого покроя длиной до пола с длинными рукавами, сшитый из шелковой или бархатной ткани. Ферязь было принято надевать только на одну руку, сильно присборивая при этом длинный рукав, второй же свободно висел позади почти до самого пола. Охабень тоже представлял собой разновидность кафтана с большим четырехугольным воротником, который свисал на спине, и длинными рукавами, завязывавшимися сзади. Такой кафтан носили на плечах. Оба этих предмета одежды были совершенно неприспособленны к выполнению какой-либо работы и предназначались только для того, чтобы подчеркнуть сословную принадлежность их обладателя.
В женском костюме 15-17 веков тоже появляются некоторые новшества, хотя основой его по-прежнему является прямая длинная рубаха. Поверх нее теперь надевают сарафан – разновидность платья с прямым лифом на бретелях и расклешенной юбкой. Крестьянки шьют его из льняной ткани, а знатные девушки – из шелка и парчи. Спереди сарафана по центру сверху донизу пришивалась полоса широкой тесьмы или расшитой ткани контрастного цвета. Сарафан подпоясывался под грудью. Кроме того, верхней женской одеждой была душегрея – короткая распашная одежда на лямках, с подкладкой или без нее. Душегрею шили из красивых узорчатых тканей и дополнительно украшали по краю расшитой тесьмой.
Купеческие и боярские дочери в это время поверх рубахи носили летник – длинное платье прямого покроя с широкими рукавами, до локтя сшитыми наподобие колокола, а далее просто свисавшими почти до пола. В боковые части платья пришивалось несколько клиньев, за счет чего одежда становилась очень широкой внизу. Воротник и свисавшие рукава богато украшали жемчугом, расшивали золотом и шелком. Теплой верхней одеждой была накладная шубка с длинными рукавами. Телогрея представляла собой длинную распашную одежду с откидными рукавами, застегивающуюся на пуговицы или завязки.
Я согласна с тем, что важным элементом женского костюма был головной убор. Девушки не покрывают голову, а украшают косу цветными лентами и бусами, на голову надевают обручи или венцы. Замужние женщины носят «кички» – головные уборы, состоящие из обруча, матерчатого чехла и украшенного задника. В это же время появляется кокошник – головной убор с плотной передней частью разных форм, богато украшенный золотой и серебряной вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями. Зимой знатные барышни носили меховые шапки, наподобие мужских.
В петровскую и последующие эпохи костюм дворянства сильно меняется и становится уже не русским национальным костюмом, а разновидностью европейского. Только в крестьянской и отчасти купеческой среде сохраняются старые традиции. Мужчины по-прежнему носят рубахи, порты, зипуны и кафтаны, овчинные шубы. Практически не меняется и женский костюм. Основной женской одежды продолжает оставаться рубаха и сарафан. В разных местностях традиционными являлись разные расцветки и способы покроя сарафанов. В 18 веке их шили из холста и бязи красного или синего цвета и украшали центральной вертикальной планкой из ленты, кружева, ряда пуговиц, такая же лента пришивалась по низу подола, наверху сарафана, а иногда и под грудью. В 19 веке сарафаны шьют из ситца, кумача, сатина, атласа и других покупных тканей, часто не однотонных, а узорчатых, наверху ткань собирают в мелкие складки. Принадлежностью женского костюма продолжают оставаться и такие предметы одежды, как епанча, душегрея, понева и передник.
Заключение:
Национальный костюм-это отражение истории, быта, особенностей страны. В своей работе я узнала много о истории национальных костюмов Шотландии, России, Чувашии, подчеркнула интересные факты об особенностях дизайна.
Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.
Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.